Продолжение о Culpa Innata...
Главным является материальное благополучие. Общество максимально цинично и эгоистично, жадность – одно из главных качеств, альтруизм – психологическое заболевание. Дети не знают своих родителей и воспитываются в специальных учебных заведениях, институт брака запрещен. Человек сконцентрирован только на одном, улучшении своего коэффициента развития и звания: от ученика до призванного, чей ранг подчеркивает специальная татуировка на лбу (есть еще самая верхушка, но мы их ни разу не встретим).
Все жилые дома выходят окнами на пирамиду: целый торговый район, состоящий из магазинов, ресторанов и ночных клубов. Антиутопия, одним словом.
Так к какому полюсу склоняется это государственное образование? Идеалистическая мечта или мрачный технократический гротеск? Все без исключения граждане склоняются к первому варианту, ведь они «абсолютно счастливы». Поэтому влиться в общество хотят жители других стран, которых именуют изгоями (rogue-states, в их числе Китай, Индия и Россия), для чего им необходимо пройти курс обучения в академии и выдержать итоговое собеседование. Академия является частью центра мира и безопасности Адрианополиса, где работает главная героиня игры, старший сержант Феникс Уоллес.
Сила диалога
Феникс – обычный житель города, беспрекословно выполняющий свои обязанности, уверенный в совершенстве построенной системы и всеми силами служащий ей. Призвание определяется еще педагогами в детских центрах, ошибки не может быть даже в выборе профессии, поэтому девушка уверенно продвигается по службе, к тому же ей доверяют возглавить расследование нового, сложного и таинственного дела. Убит гражданин Союза, бывший иммигрант Василий Богданов, на территории России (пусть там находится Одесса), но от этого легче не становится: об убийствах в Союзе не слышали уже 15 лет. Происшествие чрезвычайное, и офицер немедленно за него принимается, Начинается, как и было сказано, детектив.
На место преступления выезжать бесполезно, в нашем распоряжении только знакомые и люди, хотя бы несколько раз видевшие Богданова. Самого разнообразного характера, внешности, отношения к жизни, образования и социального статуса, персонажи – одна из важнейших и интереснейших сторон игры. Текста столько, сколько может себе позволить не каждая ролевая игра. Собеседников более пятидесяти: по работе вы вынуждены знакомиться с новыми. Диалоги насыщенны, содержательны и строятся исключительно игроком. Можно с удовольствием прослушать все реплики, выбрать все варианты, можно отметить только ключевые и попрощаться, можно вообще все пропустить (нужные записи останутся в дневнике). Последнее очень маловероятно, особенно если учесть отличную озвучку и постоянно меняющиеся ракурсы камеры во время разговоров. Кроме того, героине поручено проводить упомянутые собеседования с иммигрантами. Они прекрасно разряжают иногда слишком напряженную обстановку. Я, признаться, одного потенциального злоумышленника все же проморгал, зато у остальных обмануть меня не вышло.
Самое сильное впечатление – появление главнокомандующего, одного из призванных. Абсолютно неэмоциональное выражение лица, равнодушный, но четкий, повелевающий голос, от которого бросает в дрожь. Он отлично бы подошел на роль доктора Брина из Half-Life 2. Появление этого персонажа обусловлено и мощным сюжетным ответвлением, что только усиливает его важность и напряженность ситуации.
Следствие с переменной скоростью продвигается вперед, открываются необычные подробности, соприкасающиеся с основным происшествием. Завершается игра также детективом, но главная часть повествования – именно в необязательном сюжетном ответвлении, которое можно вообще пропустить. Правда, сложно представить, что вас не одолеет любопытство и вы лишите себя удовольствия раскрыть причину сбоев в системе и странных посланий. Параллельное расследование подано очень тонко и искусно, неподдельно интригуя, но ни к чему словно бы не обязывая.
Инкрустация
Игровой мир проработан с большой тщательностью. С первых минут вы начинаете привыкать к необычному окружению, изучать законы Союза, исследовать город - осваиваться, иначе говоря. Может показаться, что слишком много внимания уделено предыстории, это так, но упомянуто далеко не все. Пробегитесь по академии, посмотрите исторические плакаты с хрониками событий двух последних веков, стенды организации NGO позволяют узнать о проблемах в странах-изгоях, решенных в Союзе. Конституция, геополитическая карта, даже устав расскажут немало занимательного о государстве и его жизни. Без столь подробной – назовем ее так – экспозиции, своеобразной игры в игре, сюжет не был бы полностью раскрыт, мы бы не увидели динамики развития характера Феникс, успешно (для себя) пытающейся ее замаскировать. Наблюдателю, безусловно, виднее, и тем ценнее изменение внутреннего мира героини. Решающую роль играет в нем та самая необязательная сюжетная составляющая, к которой мы уже не в первый раз возвращаемся. В самом деле, сложно назвать её необязательной, равно как и сны, которые появляются отнюдь не просто так.
Чрезмерная серьезность в нужные моменты разбавляется юмором. Продавец обуви Эл – копия своего тезки из сериала “Married… with Children”, а лучшая подруга прерывает очень важный и напряженный разговор по не менее важной причине – купить платье на распродаже, что, безусловно, должно лучшим образом отразиться на экономике Союза.
Архитектура
Построено приключение нелинейно. Вы выбираете, каких знакомых убитого навестить в первую очередь, какие места посетить, причем список адресов регулярно обновляется. Закончили допрашивать одного свидетеля – на очереди следующий. Днем удастся навестить всего нескольких, ведь ночью есть тоже места, которые необходимо посетить. Работа продолжается целый день. Не все собеседники хотят общаться с органами правопорядка, зачастую приходится выбирать нужные интонации и темп ведения разговора. С кем-то можно спокойно, останавливаясь на любимых телепередачах и магазинах, поговорить и мирно разойтись, к другому следует обращаться согласно официальному этикету, третьему надо пригрозить наказанием за отказ от содействия закону.
Даже в расследовании могут быть неправильные версии, а частые ошибки и необоснованные требования ордеров на арест приведут к «неправильной» концовке. Финал в любом случае оставляет игрока с вопросом «И это все?». Мы ведь ждали еще столько же, как вы смеете нас прерывать? Очень просто, Culpa Innata и без того длится несколько десятков часов. Силы у авторов отнюдь не безграничны, они и так сделали слишком много по меркам современной адвенчуры, так сейчас никто не работает. Уверяю вас, даже Сокаль так не работал.
Мастерство
Испортить роскошное приключение под силу только невменяемым Myst-style пазлам. Как же замечательно, что в «Презумпции виновности» их нет. Все головоломки логичны, доступны и, главное, уместны. О Cyan напоминает только какая-то ерунда с механизмами в магазине Ultimate Faithful, но это единственный пример, к тому же предложенное кручение-верчение вентилей и шестеренок сложным назвать нельзя. Возмущает лишь их вероломное появление.
Три различных варианта мозаики мы решаем при помощи специального оборудования и замечательного компьютера, который умеет сравнивать, воспроизводить изображение, текст, восстанавливать трехмерную графику и многое другое. Любопытными оказались даже задачки с электросхемами; безвыходные ситуации, когда ты уверен, что точно не доберешься до решения (привет, Revelation), не замечены. Нет и возни с инвентарем и применения предметов самым неочевидным способом: их даже комбинировать нельзя (привет, Broken Sword, особенно четвертый).
Обложка
Визуально адвенчура, безусловно, должна выглядеть презентабельно. Увы, это главная проблема Culpa Innata, с которой нельзя ничего поделать. Выглядит игра страшно, очень страшно. Традиционные оправдания вроде выдержанного стиля и дизайна не спасают: надо просто привыкнуть. Да, статичные задники рисовать проще, а здесь полное 3D, но почему тогда всего два разрешения – непонятно. Приятное впечатление, если его можно назвать таковым, оставляют живые модели персонажей во время диалогов: мимика и жесты выполнены действительно здорово, пусть и совсем не технологично (Fahrenheit недостижим).
Случаются неприятности с поведением камеры и pathfinding’ом. Стандартная point-and-click навигация осложнена переходами между локациями, встречаются ошибки с анимацией героини, когда она просто замирает и не реагирует на наши действия. Последние патчи устранили эту ошибку.
В целом же управление вполне обычное, на правой кнопке мыши закреплен специальный PA (personal assistant), содержащий карту для быстрого перемещения, инвентарь, телефон и дневник. Заглядывайте в него чаще, не исключено, что, завязнув где-нибудь в сюжете, вы сразу же найдете там ответ.
***
Из «Итогов 2007» вы знаете, что Culpa Innata – лучшая адвенчура года по нашему мнению. Позволим себе уточнить: лучшая адвенчура со времен The Longest Journey. За восемь лет, но соперничать с красавицей FunCom она не может, ведь сейчас создание приключений – дело затратное и малоприбыльное. Momentum очень долго не могли найти издателя, за это время игра постарела еще больше; что отразилось только на ее внешности, внутренне квесты, как известно, не стареют.
Неизвестная турецкая (именно так) команда создала невероятное – новый эталон жанра. До сих пор непонятно, почему «Презумпция виновности» вышла не в 1994-jм.
P.S. Уже за один факт официального выхода Culpa Innata в России стоит поблагодарить «Акеллу», с остальным сложнее, потому что переведены только тексты. Заметна спешка во время работы над локализацией: иногда появляются совсем элементарные ошибки, некоторые реплики вообще пропускаются, но совсем грубых изъянов, мешающих собственно игре, замечено не было.
--------------------------------------------------------------------------------
Рейтинги:
Геймплей: 10
Графика: 4.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 7.5
Оценка автора: 10
Общий рейтинг: 9.3